to the homepage
    home


     Chernivtsi region Chernivtsi
Chernivtsi (skansen)
Chernivtsi (Dol. Sherivtsi)
Chernivtsi (Hariachyj Urban)
Chernivtsi (Kalychanka)

         Hertsa district

Bukivka
Krupianske
Lukovytsia
Petrashivka
Pidvalne

         Hlyboka district

Bila Krynytsia
Poliana
Turiatka
Verkhni Synivtsi

         Kelmentsi district

Komariv

         Kitsman district

Berehomet
Dubivtsi
Havrylivtsi
Ivankivtsi
Kyseliv
Mamajivtsi
Nyzhni Stanivtsi
Orshivtsi
Oshykhliby
Valiava
Zeleniv

         Putyla district

Dykhtynets
Koniatyn
Ploska
Putyla
Roztoky
Seliatyn
Shepit
Ust`-Putyla

         Sokyriany district

Bilousivka

         Storozhynets district

Budenets
Cheresh
Davydivka-1
Davydivka-2
Jaseny
Stara Zhadova

         Vyzhnytsia district

Chornohuzy
Lukivtsi-1
Lukivtsi-2
Myhove
Voloka
Vyzhenka-1
Vyzhenka-2
Vyzhnytsia (Rivnia)

         Zastavna district

Balamutivka
Kulivtsi
Samushyn
Verenchanka

Poliana


Poliana, Hlyboka district, Chernivtsi region. Show on map

         St. Nicholas church and a belfry, 1618

Photo by Dmytro Antoniuk, October 2008

Photo by Dmytro Antoniuk, October 2008


Вигляд з північного заходу [ПГА, т. 4, с. 352]

[ПГА, т.4, с.352]: В 1922 г. подведен каменный фундамент. Памятник представляет наиболее архаичный образец буковинских церквей бескупольного типа. Деревянная, трехсрубная. Все срубы равны по ширине, в плане бабинец и неф квадратные, апсида граненая. Накрыт высокой четырехскатной крытой гонтом крышей, скрывающей перекрытия срубов. Сильный вынос крыши поддерживают мощные ступенчатые кронштейны-выпуски верхних венцов срубов, украшенные порезкой. Пересекаясь на гранях апсиды, они образуют своеобразные арки. Бабинец перекрыт четырехгранным срезанным пирамидальным верхом, апсида - низким восьмигранным верхом, а неф - восьмигранным верхом с заломом. Переход от четверика сруба к восьмиграннику верха осуществлен с помощью плоских угловых парусов. В интерьере срубы объединяются арками-вырезами, украшенными несложной резьбой. Сохранился образец деревянной резьбы XVII в. Приземистый монументальный облик здания подчеркивают очень крупные дубовые брусья срубов, нерасчлененность объема придает ему сходство с обычной деревенской хатой. Колокольня включена в кольцо деревянной ограды, служит главным входом на территорию комплекса. Деревянная, квадратная в плане, двухъярусная, каркасная. Памятник является наиболее древним образцом буковинской школы украинской деревянной архитектуры.


[Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. - М.: Искусство, 1973, с.174-175]:

Древнейшим буковинским храмом, сохранившим свою первозданную архитектуру, является церковь св. Николая в селе Поляне, построенная в 1618 г.
Далекой седой стариной веет от облика Полянского храма. План его, как в самых архаичных церквах, - трехцветный, бабинец одной ширины с алтарем, а вход устроен с южной стороны. Только алтарь и неф освещаются миниатюрными окошками, будто бойницами в крепостных сооружениях. Вынос кровли храма покоится на могучих фигурных кронштейнах, украшенных зубчатой порезкой. На граненой апсиде кронштейны вверху сходятся и образуют три причудливых арочки, плоскости которых пересекаются под прямым углом, как в храме в селе Крупянское. Накрыта церковь простой четырехскатной кровлей невысокого подъема и поэтому ничем не отличается от обычной хаты. Это сходство усиливается еще и тем, что кресты на коньке кровли почти незаметны. Мощные стены, черные от патины времени и сложенные из громадных размеров бревен, придают нижним частям храма весомость и грузность. Неподвижность массива здания подчеркивается и протяженной кровлей. В облике храма доминирует приземистость, горизонтальные пинии простых членений. Перекрытие церкви аналогично храму в селе Крупянское. Интерьер ее, освещенный только двумя малюсенькими южными оконцами, на которые всегда падает тень нависающей кровли, выглядит романтичным и таинственным. Он самый своеобразный и необыкновенный по силе впечатления: в полумраке почти исчезают контуры пространства, и зенит бани совершенно тонет в темноте; причудливо мерцает слабым светом позолота иконостаса да изредка чуть видны белые вышитые полотенца. Строили церковь в селе Поляне руки чудесного народного мастера, чуждого всего нарочитого, вычурного. Его поэтическому взору виделись привычные с детства формы милой буковинской хаты.


[Логвин Г.Н. Украина и Молдавия. - М.: Искусство, 1982]:

Деревянная Николаевская церковь (1618) в плане трехчастная, с квадратными нефом (5,75 х 5,75 м), бабинцем (4,25 х 4,25 м) и граненым пятистенным алтарем (4 х 4 м). Верхи в церкви разные: над бабинцем - четырехгранный, над алтарем - восьмигранный без залома, а над нефом - восьмигранный с одним заломом. Переход к восьмигранным верхам в нефе и в прямоугольной части алтарного сруба осуществлен при помощи плоских парусов. Все верхи накрыты одной четырехскатной кровлей с огромным выносом на кронштейнах, которые имеют мелкую ступенчатую порезку на концах бревен. Кронштейны алтарного сруба сходятся в вершине и образуют треугольную арку. Слабо расчлененный невысокий сруб церкви и высокая, с широким выносом четырехскатная кровля придают небольшому зданию монументальность.
Внутри бабинец и алтарь открываются в неф фигурными арками-вырезами. Сквозь два маленьких оконца проникает мало света, и в полумраке он производит чарующее впечатление.

Загальний вигляд Кронштейни зрубу

Загальний вигляд

Кронштейни зрубу

Интерьер здания прост, уютен, и только великолепная живопись икон и позолоченная резьба невысокого четырехъярусного иконостаса в стиле барокко придают ему нарядную праздничность. Николаевская церковь принадлежит к наиболее ярким произведениям буковинской школы украинской деревянной архитектуры.



© 2008-2009, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.





[an error occurred while processing this directive]