 
          
       
      Photo by Dmytro Antonyuk, August, 2008
                 
                   
Фото (2005 р.)
                    та інформація з сайту 
                     
                http://www.shargorod.com:
                 
                 Храм построен в 1758 году стараниями мещан г. Шаргорода и жителей 
                 окрестных сёл. До революции храм Рождества Богородицы был 
                 знаменит своим 2-ярусным иконостасом с иконами греческого 
                 письма. В 1860 году священником о. Петром Янковским при храме
                  была открыта церковно-приходская школа. Тяжёлые испытания 30-х 
                  годов ХХ века не миновали священства и прихожан храма. Последним 
                  священником перед тем, как храм был закрыт властями, здесь служил
                   о. Антоний Сорочинский. 2 декабря 1937 года решением тройки НКВД 
                   осуждён на 10 лет лагерей. В 1964 году о. Антоний был посмертно
                  реабилитирован. 
             
                 
                 
                   
                  
                  [Малаков Д.В. По Восточному Подолью. М., 
                   Искусство, 1988, с.104-105]: 
                   ![Слобода-Шаргородская. Церковь Рождества   Богородицы. 1750
             [Малаков Д.В. По Восточному Подолью. М., Искусство, 1988, с.105]](105sloboda.jpg) А от прежних времен кроме столпа осталась еще деревянная церковь Рождества 
         Богородицы, построенная на средства прихожан в 1750 году.
         А от прежних времен кроме столпа осталась еще деревянная церковь Рождества 
         Богородицы, построенная на средства прихожан в 1750 году.
         Это сооружение, несмотря на сравнительно позднее время возведения, можно 
         отнести к наиболее раннему типу подольских деревянных храмов. Оно представляет
         традиционную украинскую схему поставленных по оси восток — запад трех 
         квадратных срубов. 
Стены среднего сруба, именуемого нава, наклоненные, как и 
         все другие стены, несколько внутрь — для придания большей устойчивости и 
         одновременно для создания впечатления большей высоты, — поднимаясь над свесом 
         кровли нижнего яруса алтаря и притвора-бабинца, за счет наклонно срезанных 
         углов переходят в восьмерик верхнего яруса. Суровым плоскостям, отвесно 
         зашелеванным досками с нащельниками нижнего яруса монументальных квадратных 
         срубов, противопоставлен плавно убывающий по высоте за счет заломов восьмерик,
         увенчанный барочным куполом-баней с фонариком и главкой, словно вырастающий из
         массива постройки. С запада к притвору пристроена колокольня, завершенная 
         аналогичного рисунка куполом. Такой прием — церковь и колокольня в одном 
         объеме — принесен сюда много позднее и не является характерным для Подолья.
         
Пути развития деревянного культового зодчества в крае прослеживаются в 
         соседних с Шаргородом селах, где сохранилось несколько таких построек. 
         Несмотря на единый инженерно-конструктивный принцип, церкви эти отличаются 
         и порой весьма существенно в объемно-пространственном и образном выражении.
       
     
       
          
           
          ![Вид с северо-запада. 
[ПГА, т. 2, с. 40]](pga2_097slob.jpg) [ПГА, т.2, с.40-41]:
                       :
         Церковь Рождества богородицы, 1750 г. Перестроена и поднята на каменный
 фундамент в 1877 г. Деревянная, трехсрубная, одноглавая, с позднее пристроенными 
помещениями и двухъярусной колокольней. Основные срубы - квадратные в плане; 
прямоугольный сруб колокольни по ширине равен бабинцу. Центральный сруб перекрыт 
восьмигранной шатровой главой, увенчанной изящной главкой на высоком восьмерике 
с двумя заломами. Колокольня (вытянутый восьмерик на четверике) перекрыта главой 
такого же абриса. В композиции масс господствуют вытянутые вверх пропорции основного 
сруба и восьмериков. Внутреннее пространство динамично раскрыто ввысь, иллюзорно
 повышено ритмом светотеневой игры заломов 
и сужающимися кверху восьмериками.
     Высокая
 фигурная арка-вырез объединяет центральное пространство с бабинцем. В интерьере 
настенная масляная живопись XIX в. 
Памятник относится к оригинальным образцам подольской школы народной 
деревянной архитектуры.
 
        [ПГА, т.2, с.40-41]:
                       :
         Церковь Рождества богородицы, 1750 г. Перестроена и поднята на каменный
 фундамент в 1877 г. Деревянная, трехсрубная, одноглавая, с позднее пристроенными 
помещениями и двухъярусной колокольней. Основные срубы - квадратные в плане; 
прямоугольный сруб колокольни по ширине равен бабинцу. Центральный сруб перекрыт 
восьмигранной шатровой главой, увенчанной изящной главкой на высоком восьмерике 
с двумя заломами. Колокольня (вытянутый восьмерик на четверике) перекрыта главой 
такого же абриса. В композиции масс господствуют вытянутые вверх пропорции основного 
сруба и восьмериков. Внутреннее пространство динамично раскрыто ввысь, иллюзорно
 повышено ритмом светотеневой игры заломов 
и сужающимися кверху восьмериками.
     Высокая
 фигурная арка-вырез объединяет центральное пространство с бабинцем. В интерьере 
настенная масляная живопись XIX в. 
Памятник относится к оригинальным образцам подольской школы народной 
деревянной архитектуры. 
          
   
          
        ![План. [ПГА, т. 2, с. 40]](pga2_098slobplan.gif) 
  
      © 2007, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.
        | 
 
                 
                 
                 Видання про дерев'яні храми Вінничини  
                  
              і бібліографія до нього
              Церкви
 Шаргородського districtу
 в базі даних
 "Храми Поділля"
 |