To the homepage
    home


     Vinnytsya region
Vinnytsya

         Haisyn district

Mykhailivka

         Illintsi district

Dashiv

         Koziatyn district

Soshans`ke

         Mohyliv-Podil's'ky district

Mohyliv-Podil's'ky
Suhaky
Tropove

         Sharhorod district

Holynchyntsi
Konatkivtsi
Lozova-1
Lozova-2
Sloboda-Sharhorods'ka

         Tomashpil` district

Markivka

         Tul`chyn district

Kirnasivka
Pechera

         Tyvriv district

Dovhopolivka

         Vinnytsya district

Luka Meleshkivs`ka
Prybuz`ke
Voronovytsia

Sloboda-Sharhorods'ka


Sloboda-Sharhorods'ka, Sharhorod district, Vinnytsia region. Show on map

Про загадковий турецький стовп та інші пам'ятки Слободи-Шаргородської читайте у Дмитра Малакова: [Малаков Д.В. По Восточному Подолью. М., Искусство, 1988, с.102-104].

         Nativity of the Blessed Virgin church, 1750

Photo by Dmytro Antonyuk, August, 2008

Photo by Dmytro Antonyuk, August, 2008


Nativity of the Blessed Virgin church шт Sloboda-Sharhorods'ka.
Photo from http://www.shargorod.com
Фото (2005 р.) та інформація з сайту http://www.shargorod.com:

Храм построен в 1758 году стараниями мещан г. Шаргорода и жителей окрестных сёл. До революции храм Рождества Богородицы был знаменит своим 2-ярусным иконостасом с иконами греческого письма. В 1860 году священником о. Петром Янковским при храме была открыта церковно-приходская школа. Тяжёлые испытания 30-х годов ХХ века не миновали священства и прихожан храма. Последним священником перед тем, как храм был закрыт властями, здесь служил о. Антоний Сорочинский. 2 декабря 1937 года решением тройки НКВД осуждён на 10 лет лагерей. В 1964 году о. Антоний был посмертно реабилитирован.


[Малаков Д.В. По Восточному Подолью. М., Искусство, 1988, с.104-105]: Слобода-Шаргородская. Церковь Рождества   Богородицы. 1750
             [Малаков Д.В. По Восточному Подолью. М., Искусство, 1988, с.105] А от прежних времен кроме столпа осталась еще деревянная церковь Рождества Богородицы, построенная на средства прихожан в 1750 году.
Это сооружение, несмотря на сравнительно позднее время возведения, можно отнести к наиболее раннему типу подольских деревянных храмов. Оно представляет традиционную украинскую схему поставленных по оси восток — запад трех квадратных срубов.
Стены среднего сруба, именуемого нава, наклоненные, как и все другие стены, несколько внутрь — для придания большей устойчивости и одновременно для создания впечатления большей высоты, — поднимаясь над свесом кровли нижнего яруса алтаря и притвора-бабинца, за счет наклонно срезанных углов переходят в восьмерик верхнего яруса. Суровым плоскостям, отвесно зашелеванным досками с нащельниками нижнего яруса монументальных квадратных срубов, противопоставлен плавно убывающий по высоте за счет заломов восьмерик, увенчанный барочным куполом-баней с фонариком и главкой, словно вырастающий из массива постройки. С запада к притвору пристроена колокольня, завершенная аналогичного рисунка куполом. Такой прием — церковь и колокольня в одном объеме — принесен сюда много позднее и не является характерным для Подолья.
Пути развития деревянного культового зодчества в крае прослеживаются в соседних с Шаргородом селах, где сохранилось несколько таких построек. Несмотря на единый инженерно-конструктивный принцип, церкви эти отличаются и порой весьма существенно в объемно-пространственном и образном выражении.


Вид с северо-запада. 
[ПГА, т. 2, с. 40] [ПГА, т.2, с.40-41]: : Церковь Рождества богородицы, 1750 г. Перестроена и поднята на каменный фундамент в 1877 г. Деревянная, трехсрубная, одноглавая, с позднее пристроенными помещениями и двухъярусной колокольней. Основные срубы - квадратные в плане; прямоугольный сруб колокольни по ширине равен бабинцу. Центральный сруб перекрыт восьмигранной шатровой главой, увенчанной изящной главкой на высоком восьмерике с двумя заломами. Колокольня (вытянутый восьмерик на четверике) перекрыта главой такого же абриса. В композиции масс господствуют вытянутые вверх пропорции основного сруба и восьмериков. Внутреннее пространство динамично раскрыто ввысь, иллюзорно повышено ритмом светотеневой игры заломов и сужающимися кверху восьмериками. Высокая фигурная арка-вырез объединяет центральное пространство с бабинцем. В интерьере настенная масляная живопись XIX в. Памятник относится к оригинальным образцам подольской школы народной деревянной архитектуры.

План. [ПГА, т. 2, с. 40]



© 2007, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.






Видання про дерев'яні храми Вінничини і бібліографія до нього
Церкви
Шаргородського districtу
в базі даних
"Храми Поділля"

[an error occurred while processing this directive]